• Обзоры
  • Подкасты
  • Радио ТСЛ
  • Видео и ТВ
  • Обзоры
  • Подкасты
  • Радио ТСЛ
  • Видео и ТВ
  • Люди на Луне
  • Русские поют
  • Разные голоса одной земли
  • Культурные герои
  • Акции
  • Ссылки
  • Лица друзей
  • Гостевая

  • Radio mode

    Люди на Луне

    Coil

    C

    егодняшний музыкальный материал на «Тёмной Стороне Луны» будет полностью посвящен памяти одного из самых заметных и влиятельных конструкторов и изобретателей уникального звука. Этого человека звали Geoffrey Laurence Burton, но в музыкальном мире его больше знали под именем John Balance.

    Джон Бэланс умер в своем доме 13 ноября прошлого года в результате несчастного случая. Первым, кто его обнаружил, был Питер Кристоферсон — тот самый, с кем они вместе основали и представляли по-настоящему великую группу нашего времени. Сегодня мы посвящаем программу памяти Джона Бэланса и группе Coil, которой больше нет.

    За свою более чем двадцатилетнюю историю Coil сделали очень много. Их справедливо считали и считают настоящими алхимиками звука, знавшими секрет его создания и повторить который не удавалось никому. Их экспериментам, казалось, не видно конца: с каждой новой пластинкой Бэланс и Кристоферсон доказывали, что вершина их творчества — понятие относительное. Кроме непосредственно номерных альбомов, Coil записали огромное количество синглов и даже CD-R-ов, изданных ограниченным тиражом не более, например, 500 копий. И это не считая бесчисленных совместных проектов! Отбирая материал для программы, мы отдавали себе отчет в том, что некоторые эксперименты группы могут просто „уничтожить“ неподготовленного слушателя или его аппаратуру, поэтому в радиопрограмме и, соответственно, в плейлисте, намеренно не будет самых радикальных произведений Coil. Сосредоточимся на том, что условно можно назвать мелодиями и песнями, сплавом чистого эксперимента и космической красоты, взятых, в основном с номерных альбомов и сборников группы.

    Официально Coil образовались в начале 1980-х в Лондоне. Случилось это после того, как распалась знаменитая индустриальная формация Throbbing Gristle. Таким образом, из одной, определяющей лицо современной музыки группы, мы получили целых три: Psychic TV, Chris & Cosey и, собственно, Coil. Сначала участники Throbbing Gristle Питер Кристоферсон вместе с еще одним видным деятелем Дженезисом Пи-Орриджем организовали Psychic TV. Вскоре к ним присоединился юный знаток эзотерической литературы, весьма неординарный поэт и вокалист Джон Бэланс. До 1984 года музыканты работали и как Psychic TV и как Zos Kia — проект, из которого в том же году окончательно выкристаллизовались Coil.

    С момента записи первой пластинки состав группы менялся неоднократно, но ядром на протяжении всей их долгой истории неизменно оставались Кристоферсон и Бэланс. Первый полнометражный лонгплей Coil увидел свет в 1984 году на лейбле Force & Form. Называется он «Scatology» и считается отправной точкой, краеугольным камнем рождения музыкальной концепции группы, в качестве исходного материала для конструкции которой брались звуки немузыкального происхождения. В записи принимали участие такие люди, как индустриальный террорист Foetus, вокалист группы Virgin Prunes, эстет и меланхолик Гевин Фрайди и Стивен Трувер, позже, на некоторое время, ставший постоянным участником Coil. Идеей альбома «Scatology» была концентрация на алхимическом и духовном процессе превращения металлов в золото. Кроме собственного материала, на диске был записан шокирующий ремикс диско-хита «Tainted Love», принесший группе довольно широкую известность. Поп-песня о любви стараниями Coil была превращена в мрачный гимн больных СПИДом.

    В период с 1984 по 1987 годы Coil активно работают с киномузыкой. В частности, они пишут саундтрек к фильму своего друга режиссера-авангардиста Дерека Джармена «The Angelic Conversation». Через десять лет эта музыка в несколько переработанном виде выйдет на специальном CD. Это фундаментальное творение, где на фоне очень мрачного минимал-инструментала дива Джуди Денч начитывает любовные сонеты Шекспира.

    Работой с Дереком Джарменом, для которого Coil пишут ещё и несколько фрагментов к последнему прижизненному концептуальному фильму «Blue», их теле-кинотворчество не ограничивается. Они сотрудничают с Клайвом Баркером и пишут музыку для знаменитого фильма «Hellraiser», но в Голливуде, в итоге, заменяют её на более мейнстримовую. Позже так и не вошедшие в фильм темы выйдут на сборнике «Unnatural History II». Кроме этого, по заказу британского телевидения Coil записывают несколько коротких рекламных пьесок. Позже, объединённые в одно произведение, они выйдут под названием «Music For Commercials» на сборнике «Unnatural History III».

    Второй полнометражный студийный альбом Coil выходит в 1987 году. Он называется «Horse Rotorvator» и посвящён теме смерти во всех её аспектах. Один из треков «The Death Of Pazolini» написан специально в память о скандальном итальянском режиссере. Также на диске присутствует кавер-версия песни Леонарда Коэна «Who By Fire». Годом позже Бэланс и Кристоферсон собирают и готовят к выпуску материал, не вошедший в альбом. Таким образом, появляется диск «Gold Is The Metal», который становится первым релизом собственного лейбла Coil Threshold House.

    В конце восьмидесятых в творчестве Coil наступает некоторая пауза, предваряющая ярчайший этап в биографии коллектива. По сути, в начале своего пути Coil были одной из многих команд, работающих на стыке пост-индастриэла, пост-панка и дарк-эмбиента. С началом 1990-х всё резко меняется. Первым симптомом перемен является выход двух мощнейших синглов «Windowpane» и «The Snow». Группа предстает практически в новом саунд-обличье, связанным с экспериментами в области техно.

    В 1991 году выходит фантастический релиз наших сегодняшних героев, сардоническая пластинка «Love`s Secret Domain». В ту пору Бэланс и Кристоферсон не отказывают себе в употреблении клубных стимуляторв и различных интересных соединений. В результате, «Love`s Secret Domain» получился техно-психоделическим, странно-танцевальным и крайне экспериментальным альбомом, на котором одну из вещей исполнил Марк Алмонд. Диск был просто расхватан на цитаты и до сих пор звучит очень мощно. Годом позже, по известному для себя примеру, Coil выпускают не менее шикарный альбом не вошедших в основной релиз вещей. Называют они его «Stolen & Contaminated Songs». Это был самый неожиданный и ни на что не похожий период в творчестве Coil.

    В середине 1990-х Джон Бэланс и Питер Кристоферсон заявляют, что иногда будут выступать и выпускать диски под другими названиями. В это время они активно сотрудничают с Трентом Резнором и его лейблом Nothing Records, записывая ремиксы для Nine Inch Nails. В 1994 году выходит первый мини-CD проекта Coil vs. Elph, а годом позже полнометражный альбом «Worship The Glitch», полный шумовых экспериментов с новейшей электроникой. Но настоящим феноменом становится альбом «A Thousand Lights In A Darkened Room» проекта Coil presents Black Light District, релиз которого состоялся в 1996 году. Данная работа выдержана в непривычно строгом ключе. Звучание альбома можно даже назвать академическим — с естественной поправкой на привычные опыты музыкантов в области поиска новых музыкальных форм.

    1998 год в жизни Coil ознаменовался тремя событиями. К группе присоединился электро-скрипач Уильям Бриз, с которым был записан альбом «Time Machines». Он состоит из четырех почти двадцатиминутных пьес, названных по составам препаратов, которые в момент записи каждой принимал Джон Бэланс. В том же году состояние здоровья последнего резко ухудшается, и он ложится в клинику. Деньги на лечение собирает Питер Кристоферсон, специально для этого инициировавший выпуск диска Foxtrot, где свои новые записи представили идейные соратники Coil. В частности, Nurse With Wound и Current 93. Одну из вещей записывает сам Кристоферсон. Сборник содержит и новую вещь самих Coil, в которой Бэланс пророчески поёт «Too Much Blood In My Alcohol».

    Следующим знаковым этапом в жизни и творчестве Coil стала серия из четырех мини-CD, посвященная дням солнцестояния. Каждый из дисков, помимо строгого деления по временам года, имеет собственное подназвание — и, самое интересное, что почти весь материал записывался в студии именно во время солнцестояния. Последнее лишь добавляет плюсов этому фантастическому релизу, который, будучи записан практически на одном дыхании, является продуктом чистого творчества, фиксацией момента, своеобразным аналогом метода кинематографистов «Догмы» во главе с Фон Триером.

    Серия, посвящённая дням солнцестояния, обнаружила сразу несколько новых, неожиданных и перспективных путей развития музыки Coil. Бэланс и Кристоферсон экспериментировали практически со всеми пограничными стилями — как в области новейшей электроники, так и в использовании элементов пост-индастриала, дарк-эмбиента, готики и IDM. Всё это сделало их музыку еще более эклектичной и мистически красивой. Несколько позже, все четыре мини-CD были переизданы как двойной альбом «Moon`s Milk In Four Phases».

    Как и большинство коллег по цеху, Coil всегда с интересом работали с фолком, уходящим корнями в языческие времена, времена полузабытых обрядов и ритуалов. Несколько песен (в частности, народная «Christmas Is Now Drawing Near») на этих четыр`х носителях были записаны совместно с певицей Роуз МакДауэлл, которая активно сотрудничала с Coil и в дальнейшем.

    Практически одновременно с серией мини-альбомов Coil выпускают очередной полнометражный диск «Astral Disaster». Пластинка была записана всего за два дня при участии целого ряда музыкальных алхимиков современности. Первоначально она вышла на разноцветном виниле, тиражом всего лишь 99 экземпляров. Годом позже поклонники дождались издания на CD. «Astral Disaster», как и все — особенно последние альбомы Coil — есть концентрированная суть их духовной и музыкальной философии. Одним из постулатов группы являлось изречение «Every Man & Every Woman Is a Star». Астральная связь с космосом, музыка Луны, Солнца и таинственных звезд, оккультизм и темы корневого, традиционного фолка, мистицизм, эзотерика, символизм и магия — всё это всегда было неотъемлемой, узнаваемой частью Coil, на последних альбомах обретшей особенную силу и красоту.

    В 1999 и 2000 годах одна за другой выходят две части, пожалуй, самого красивого и общеупотребительного релиза Coil. Называется он «Music To Play In The Dark» и более всего предназначен для спокойного ночного прослушивания, когда ничто не отвлекает от погружения в волшебство музыки, „лунной музыки“ Бэланса, Кристоферсона и на тот момент третьего участника группы — персонажа, известного как Thighpaulsandra. Здесь музыканты еще более углубляются в эксперименты с различными стилями: от искаженного электронного шороха до странных форм джаза и неожиданного ангельского бэк-вокала вкупе с фирменным spoken-word Бэланса. Это самые „песенные“ и мелодичные работы Coil, магнетические и, можно сказать совершенные.

    Несмотря на то, что «Music To Play In The Dark» оказался насыщен всевозможными электронными звуками, его, конечно, нельзя назвать коммерческим релизом, но экспериментов с различными модными направлениями здесь было предостаточно. Сразу после „периода красоты“ в 2000 году Coil выпускают однотрековый, почти часовой экстремальный диск «Constant Shallowness Leads To Evil», с программой которого они впервые посетили нашу страну. За этим диском последовала серия концертных изданий и CD-R-ов, последний из которых датирован 2004 годом. Это, кстати, еще одна из позиций Coil, ратовавших за свободу доступа к музыке. Не случайно почти все их треки опубликованы на официальном сайте в формате mp3.

    В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что Джон Бэланс в разное время был участником других эзотерических музыкальных образований — таких, как 23 Skidoo, Psychic TV, Death In June, Current 93. С его смертью историю группы Coil, скорее всего, следует считать завершённой. Джон всю свою жизнь боролся с двумя снедающими творца напастями — депрессией и алкоголизмом. В итоге, вторая оказалась смертоносной. В ближайшее время Питер Кристоферсон с соратниками и друзьями Джона Бэланса планирует издать много архивного материала группы на различных носителях, плюс его рисунки и литературные опыты. Видимо, это будет некоей насыщенной точкой в истории одного из самых ярких и влиятельных коллективов в современном экспериментальном искусстве.

    Максим Горданов, 02.03.2005 г.



    Внимание! Все звуковые материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного прослушивания. Все права на музыкальные произведения принадлежат их владельцам. Все замечания и просьбы со стороны авторов удовлетворяются по мере их появления. Помните, что ни один MP3-файл не сможет заменить оригинальность и качество лицензионных носителей.


    Loading...