Тёмная сторона Луны © 1996—2024 · О проекте · Реклама · Напишите нам
начале ноября нашу страну с небольшим гастрольным туром посетил сербский композитор-мультиинструменталист Boris Kovac со своим оркестром La Campanella. Музыканты дали несколько концертов в Москве. На одном из них — том, который состоялся 4 ноября в Центральном Доме Художников — мне посчастливилось побывать. La Campanella — это одна из двух основных современных вариаций оркестра Бориса Ковача. Ещё есть знаменитый Ladaaba Orchest или «Оркестр Танцев Балканского Апокалипсиса», с которым сербский композитор двумя альбомами реализовал фундаментальный проект La Danza Apocalypsa Balcanica. О второй его части «Ballads In The End Of Time» не так давно уже велась речь на этих страницах.
Многие из авторских вещей Ковача исполняются обоими оркестрами в различных вариациях. В Москву же музыканты привезли программу, основанную на своём последнем релизе, который они назвали «World After History». Музыка, которую исполняет этот удивительный сербский оркестр, сложно как-то однозначно классифицировать. Основой её служит, конечно, многообразный балканский фолк, дающий толчок композиторским решениям Ковача. Вся эта красота смешивается с джазовыми импровизациями и настоящим, пронзительным аргентинским танго. В целом, картина получается довольно любопытная.
Помимо композиторского таланта, Борис Ковач ещё и изрядно ироничный шоумен, как выяснилось. Он играет на всех видах саксофонов — от сопранино до тенора, извлекая самые невообразимые звуки вперемежку с красивейшими мелодиями.
По сути, у музыки, исполняемой La Campanella, больше минорный посыл, что подтверждают и концептуальные названия — «Последнее Балканское Танго» или «Мир После Истории». И то, что Ковач шепчет потусторонним голосом в микрофон: «Мы здесь, чтобы развлечь вас, мы здесь, чтобы вы веселились», смотрится восхитительным гротеском.
Сербское, такое близкое нам настроение, близкое состояние души отчётливо ощущалось на концерте. Ковач, говоря на подчёркнуто ломаном английском, то и дело озадачивал публику фразами о том, что увидимся, мол, потом — в мире нормальных людей, детей, гармонии и счастья. Или вдруг неожиданно отбрасывал сакс, хватая маракасы и бубен и пускаясь в безумный пляс, напоминающий движения Иена Андерсона и Иена Кёртиса одновременно. Остальные музыканты то и дело тоже начинали петь и, поддавшись порыву, бросая инструменты, плясали или устраивали весёлые сценки. Честно говоря, студийная запись не передает и малой толики той потрясающей энергетики, что творилась на концерте. Это было настоящее единение музыкантов и зала, это был настоящий успех. Уставший Ковач и компания пять (!) раз выходили „на бис“, сказав, что обычно этого не делают. Но очень уж никому не хотелось, чтобы этот немолодой сухощавый гений прекращал свой апокалипсический перфоманс.
В завершение, в качестве краткого экскурса в историю, можно отметить, что Борис Ковач — фигура довольно известная в музыкальном мире. Многие справедливо считают его важнейшим балканским композитором, родившемся на территории бывшей Югославии за последние 50 лет. Кстати, ещё недавно все думали, что главный здесь — Брегович. В его активе работа с авангардным проектом Ritual Nova в конце 1970-х — начале 1980-х гг., медитативная музыка для театра и плодотворная деятельность в Италии, Словении и Австрии. С 1995 года Ковач, возвратившись домой, сосредоточился на двух упомянутых проектах. Он живёт и работает в сербском крае Войводина, где в маленькой деревне под горой Фрушка у его музыкантов есть студия, располагающаяся в бывшем винном подвале и позволяющая записывать такую трогательную и полную настоящих человеческих чувств музыку.
Максим Горданов, 09.11.2005 г.
Внимание! Все звуковые материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного прослушивания. Все права на музыкальные произведения принадлежат их владельцам. Все замечания и просьбы со стороны авторов удовлетворяются по мере их появления. Помните, что ни один MP3-файл не сможет заменить оригинальность и качество лицензионных носителей.