Тёмная сторона Луны © 1996—2024 · О проекте · Реклама · Напишите нам
списке памятных музыкальных дат последнего времени хотелось бы подробнее остановиться на одной. В прошлую среду, 6 февраля меломанское сообщество отмечало день рождения Боба Марли. Если бы не ранняя смерть, некоронованному королю регги исполнилось бы 68 лет. Те, кто постоянно слушает «ТСЛ», конечно, заметили, что к ямайской культуре я неравнодушен, и в плейлистах постоянно мелькают тематические релизы. Особенно я люблю даб — и по странно-трагическому стечению обстоятельств именно 6 февраля 1989 г. в Кингстоне был застрелен, можно сказать, отец этой музыки, великий Кинг Табби. Он, как и тот же Ли «Скрэтч» Перри скоро станут героями отдельных выпусков «ТСЛ», а сегодня давайте вспомним самого известного регги-исполнителя в мире. Ближайший час эфира отдан Бобу Марли и его группе «The Wailers».
На самом деле, программу, посвященную творчеству Боба Марли, мы когда-то делали вместе со светлой памяти сооснователем проекта Игорем Давлетшиным. Но это было так давно, что тот материал даже не сохранился в архивах сайта — где-то году в 1998-м. Посему можно и повторить. Я не планирую сегодня утомлять вас мельчайшими подробностями биографии певца, тем более, что это всё легко можно найти и прочитать или посмотреть (не как в 1998 году). И если уж браться за нечто фундаментальное, то одного эфирного часа точно не хватит. Вспомним основные вехи и послушаем его песни, выходившие на пластинках в период с 1970 по 1980 годы. Пользуясь правом автора, я составил свой собственный список «Greatest hits».
Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года на Ямайке. В раннем детстве его отец Норвил, который был гораздо старше матери будущего певца,-то ли торговец, то ли чиновник и одновременно кутила и выпивоха — ушел к своей прежней семье, поэтому маленький Боб воспитывался мамой и дедушкой. Жили они в одном из трущобных кварталов Кингстона Тренч-Тауне (где и зародился reggae). Квартал часто упоминается в песнях Боба Марли, в той же «Trench Town Rock». Детство его было суровым и бандитским. В уличных боях Боб получил прозвище «Tuff Gong» — «Вулканический Удар», что впоследствии стало названием его собственного лейбла.
Многие ранние песни The Wailers позже были перезаписаны. И многие же в результате перезаписи потеряли первозданное очарование. Версия тех же «400 лет», вошедшая в треклист альбома «Catch A Fire», с которого началось восхождение к звездному титулу, гораздо, на мой взгляд, хуже той, что включена в сегодняшний плейлист. Если забежать немного вперед и вспомнить самую известную песню Боба Марли «No Woman No Cry», то наиболее широко известна её концертная версия. В студийном же оригинале она вышла на альбоме 1974 года «Natty Dread».
К 1962 году Марли, обучаясь профессии сварщика, уже имел в качестве друзей Питера Тоша и Банни Ливингстона, известных деятелей музыкально-освободительного движения Ямайки. Тогда же в зачаточном виде существовала группа The Wailers («Плакальщики»). Почти всё, что они записывали, сохранилось в ужасном качестве и было раскручено только на внутриямайском рынке, но позже конечно большинство тех записей стали доступны широкому кругу и некоторые прозвучат сегодня.
С тех пор, как Боб бросил школу, его единственной мечтой было стать знаменитым музыкантом. Он был скуп на эмоции, довольно застенчив, но упорно шел к цели, используя других. Его, кстати, тоже использовали — те же ямайские политики. Но это всё позже. Сначала они вместе с Питером и Банни пытались чего-то добиться на Ямайке, и попали под крыло к известному владельцу звукозаписывающей Studio One, радиоведущему и продюсеру Клеменсу Коксону Додду. Первый настоящий хит-сингл был исполнен в стиле «ска», песня называлась «Simmer Down».
Двумя важнейшими людьми в жизни Марли как артиста стали космический по масштабу человек Ли «Скрэтч» Перри, поставивший группу на ноги, и Крис Блэкуэлл, босс знаменитой фирмы Island Records, который «прозрел» коммерческий потенциал ямайской музыки. Многие обвиняют Блэкуэлла в том, что его «прилизанное» регги Боба Марли имеет мало общего с корневой музыкой, и что это не более чем адаптированный вариант для белых. Ли Перри как-то вообще заявил, что Блэкуэлл украл у Марли душу во имя наживы.
После перехода под крыло Island Records музыка The Wailers меняется в сторону коммерческого звучания — благодаря элементам традиционного рока и применения продюсерами практики наложения инструментов. Мистический налёт, характерный для ранних работ, исчезает, но свободолюбивый дух остается неистребим. Популярность песни «I Shot The Sheriff» тому подтверждение. В 1974 году происходит конфликт между Бобом и Питером Тошем. Последний обвиняет его в присвоении всех прав в группе и продажности. Группу покидает и Банни Ливингстон. Ему не понравилось предложение Блэкуэлла ехать завоевывать Америку, выступая в злачных местах. Банни тогда сказал что-то вроде: «Эй, мы же раста, давайте уважать себя». Не все братья его поняли. Марли собирает новый line-up, в котором важную роль играет вокальное трио бэк-вокалисток I-Three, среди которых жена Боба, Рита Марли.
Так или иначе, аудитория The Wailers действительно на 90% состояла из белых — кроме последних лет жизни, когда Боб стал посещать с концертами Африку. Мировая популярность пришла к нему в 1975 году. В 1978 году Марли становится символом политического примирения двух враждующих ямайских партий. Этому перемирию был посвящен большой стадионный концерт группы, во время которого Марли соединил руки враждующих политиков, а приехавший Питер Тош всё равно призывал никому не верить и гневно изобличал продажных руководителей государства. Иллюзия счастья казалась прочной и вечной. В этом же году, «король регги» травмировал палец во время игры в футбол, что позже стало причиной развития смертельного рака. На операцию он, руководствуясь растафарианскими предубеждениями, вовремя не согласился.
Несмотря на то, что во второй половине 1970-х Bob Marley & The Wailers были уже вполне себе узнаваемыми мировыми знаменитостями, статус мега-звёзд им принесли диски «Exodus» («Исход») и «Survival» («Выживание»), вышедшие соответственно в 1978 и 1979 годах. На вопросы в стиле «Скажите, сколько у вас денег», «Вы правда очень богаты?» Марли неизменно отвечал, что мол, смотря, что для кого является богатством. Уж кем-кем, а зазнавшейся звездой Боб никогда не был. В его доме всегда было полно народа: известны случаи, когда он просто так раздавал довольно приличные суммы денег малознакомым людям, если видел, что они в них действительно нуждаются.
После записи альбома «Survival» Боб Марли посещает священную для всех растафари землю Эфиопии, где получает массу новых впечатлений и ассоциаций, в частности, близостью ямайского растафарианства к эфиопской христианской монофизитской церкви, а также схожестью социалистических экспериментов, проводимых в двух странах. Итогом африканской поездки становятся песни «So Much Trouble In The World», «Africa Unite» и «Zimbabwe». Со временем Марли начинает несколько терять интерес к растафарианству, рвёт отношения с главным растаманом Ямайки Мортимером Плэннноу, срезает длинные дрэдлоки и начинает придерживаться стиля «афро».
В 1980 году во время прогулки по «Централ Парку» в Нью-Йорке у Боба наступает резкое ухудшение здоровья. Его срочно перевозят в Германию, а оттуда в Майами, где он и умирает в возрасте 36 лет. Некоторые полагают, что певца надо было отправить на родную Ямайку, а не в заснеженную незнакомую Европу. Но понадеялись на уровень европейской медицины. У него осталось 11 детей от семи разных женщин. Седелла, Дэмиан и особенно Зигги Марли — весьма популярные музыканты. Они говорят, что отец не был с ними особенно заботлив и нежен, никогда не сюсюкался, в детстве запрещал общаться со сверстниками, аргументируя тем, что, мол, у вас есть семья и этого достаточно. Кстати, он не оставил никакого завещания. Друзья и коллеги говорят, что в этом сам Боб: он хотел посмотреть, кто и как поведет себя после того, как он отправится к Джа.
P. S. Правильно ли говорить, что Боб Марли — король регги? Скорее, он самый известный и популярный исполнитель зародившегося на Ямайке солнечного стиля. С него хорошо начинать знакомство, чтобы потом копнуть глубже и открыть для себя корневые пласты, много интересных имен и смежных с регги стилей. Те же Кинг Табби и Ли «Скрэтч» Перри — вот они короли, праотцы, без которых точно ничего бы не было, а Боб Марли, так сказать, восседает на вершине красивого холма. Утверждать, что он король регги — примерно то же самое, что до сих пор повторять: Пеле — король футбола. Всё относительно. Почти все пластинки Боба Марли и The Wailers, выпущенные в 1970 гг, считаются культовыми, он играл для 100-тысячных аудиторий и был популярнее, чем The Rolling Stones. Хотя почему был? Скорее остался, как остались его слова: «Я не стою ни на чьей стороне. Ни на стороне черных, ни на стороне белых. Я на стороне Бога, который побуждает меня говорить от лица всех людей, независимо от цвета кожи».
534-й выпуск программы «Темная сторона Луны» вышел в эфир 12.02.2013 г. в 22:00 на радио «Кузбасс FM» (91.0 FM). Вы можете послушать его целиком или подписаться на новые выпуски подкаста ТСЛ.
Максим Горданов, 12.02.2013 г.
Внимание! Все звуковые материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного прослушивания. Все права на музыкальные произведения принадлежат их владельцам. Все замечания и просьбы со стороны авторов удовлетворяются по мере их появления. Помните, что ни один MP3-файл не сможет заменить оригинальность и качество лицензионных носителей.