егодня будет тот редкий случай, когда мы весь час посвятим творчеству только одного коллектива. Для этого есть печальный повод: 3 мая умер клавишник британской группы The Stranglers Дейв Гринфилд. Ему был 71 год, он оказался в больнице из-за проблем с сердцем — но, к несчастью, стал очередной жертвой коронавируса. Игра Дейва на клавишных инструментах была характерной чертой и особой изюминкой практически всех композиций одной из самых знаменитых групп в истории современного рока. В этой программе мы отдаём дань уважения как ему лично, так и всей многолетней истории The Stranglers.
Поскольку «ТСЛ» программа авторская, в плейлисте представлены те песни, которые лично мне кажутся наиболее яркими в обширной дискографии британцев. Причём, они не будут располагаться в строго хронологическом порядке. Какие-то из них постоянно попадали в разнообразные сборники «лучших вещей», другие (на мой взгляд, незаслуженно) там не оказывались. В любом случае, все классные композиции попросту не уместятся в эфирный час. Но что успеем, то охватим. Главная цель — представить творчество The Stranglers в максимально разноплановом ракурсе.
История The Stranglers началась в 1974-м, а Дейв Гринфилд присоединился к коллективу год спустя. Имея солидный опыт выступления в пабах, в 1977-м группа дуплетом выпустила две пластинки, ставшие классикой панк-рока. В первые годы существования музыканты успели получить обвинения в фашизме и неоднозначную реакцию — из-за приглашения на сцену во время одного из концертов знакомых стриптизёрш. The Stranglers умудрились настроить против себя почти всех: профильную прессу, женскую часть аудитории, левые организации и даже собственных поклонников. Многие из них особенно обиделись на кумиров из-за того, что те совсем не собирались штамповать однообразные альбомы и поспешили отпочковаться от ярлыка «панк-рокеры». Основатель коллектива и главный бузотёр Жан-Жак Бёрнелл (известный разборками с недовольными фэнами прямо во время выступлений) так прямо и заявил: «Мы всегда были в стороне».
На самом деле, отход от чистого панка был обусловлен тем, что музыканты The Stranglers к моменту записи первых альбомов были уже довольно сыгранным, мастеровитым составом и, в отличие от большинства коллег по панк-сцене — тех же Sex Pistols, — отлично владели инструментами. Ускорив (под влиянием Ramones) на первых альбомах свой отточенный «паб-рок», они очень быстро заскучали и принялись искать новые формы. Уже четвёртая работа «The Raven» стилистически была гораздо ближе к «новой волне». Именно с ней, а не с «панком» правильнее ассоциировать дальнейшие поиски музыкантов.
Но тогда многие прочили группе распад. Ситуация усугубилась тем, что вокалист Хью Корнуэлл сначала выразил своё мнение об американцах (американским же СМИ), сказав буквально следующее: «Дело в том, что просто у вас мозгов поменьше». Нетрудно предположить, что таким образом The Stranglers не добавили себе поклонников за океаном. Примерно в то же самое время у Хью при обыске был обнаружен героин. Казалось, это конец. Но дело замяли — и группа выдала композицию, которая прославила The Stranglers на весь мир — «Golden Brown» (кстати, по одной из версий, песня повествует как раз о героине).
Эта пьеса, спустя годы после выхода, украсила саундтрек к фильму «Большой куш», но в начале 1980-х вытащила The Stranglers на новый уровень. Автором чудеснейшего клавесинного вальса стал ни кто иной, как Дейв Гринфилд. Самое удивительное, что, выпуская совершенно неожиданный по звучанию диск «La Folie», где и фигурировала, в числе прочих «Golden Brown», компания EMI думала избавиться от группы, записавшей такой провальный и совершенно нехарактерный для себя трек. Сам же диск «La Folie», с резким уклоном в синти-поп, джаз, непривычным звучанием и правда оказался так себе, но одна-единственная песня победила всё и всех, став мегахитом.
Перед выходом «La Folie» с эпохальной «Golden Brown» The Stranglers записали альбом (классифицирующийся как «ранняя готика») «The Gospel According To The Meninblack», инспирированный увлечением барабанщика Джета Блэка альтернативными толкованиями библейских текстов. С тех пор участников группы часто неофициально именуют «Люди в чёрном», а композицией «Waltzinblack» неизменно открывается каждое живой выступление. Тогда же они начали создавать и вовсе странный литературно-музыкальный цикл «Хроники Владимира». Поскольку там упоминаются Владимир и Ольга, я какое-то время назад думал, что это отсылки к славянскому эпосу и имеются в виду русские князья. На самом деле, это весьма труднообъяснимые с точки зрения сюжетов истории о советском преподавателе ядерной физики Владимире. От поездки главного героя с некоей Ольгой на сибирский курорт для реабилитации, до дружбы с верблюдом Дмитрием, лечении в ГДР и путешествии в Гавану. Если интересно, поищите более подробную информацию. В своё время эти записи были чрезвычайно редкими.
После заключения контракта с фирмой Epic The Stranglers записали свою самую чарующую, необычную нуар-пластинку «Feline» — с пантерой на обложке, — которая открывалась шедевром «Midnight Summer Dream». Там же содержалась и, вошедшая во все мыслимые и немыслимые сборники «European Female». После этого стилистические эксперименты продолжились, заставляя поклонников пребывать в перманентом напряжении. На что тот же Дейв Гринфилд говорил: «Всегда приятнее, когда зал настроен против вас, чем когда все просто сидят и молчат. Апатия — наихудшая из всех возможных типов реакции».
Следующие после «Feline» пластинки группы получились уже совершенно лёгкими по звучанию с использованием акустики и духовых инструментов. Хью Корнуэлл замечал по этому поводу: «Рок-н-ролл — первобытная музыка, призванная помогать человеку возвращаться к базовым чувствам; освобождать те области подсознания, которые — будучи подавляемы современным обществом — увядают неиспользованными. В этом, по-видимому и состоит суть анархии, которую „новая волна“ прежде всего и рассматривает своей целью». Альбом 1986-го года «Dreamtime», построенный на легенде австралийских аборигенов о сотворении мира открывался мощнейшим треком «Always The Sun». Но в целом пластинка получилась слабой, что дало повод основному вокалисту Хью Корнуэллу уйти в себя, а затем уйти и из группы. Последний, официально провальный, но, на мой взгляд, достаточно интересный и увлекательно полистиличный диск «10» оказался финальным, записанным с Хью.
После ухода Корнуэлла, олицетворявшего собой целую эпоху в истории группы, началась новая эра The Stranglers. В 1990 году на место гитариста был приглашён Джон Эллис, участник легендарных панков The Vibrators, давних друзей наших сегодняшних героев. Место у главной микрофонной стойки занял тогда малоизвестный Пол Робертс, пришедший на прослушивание со словами «Я ваш новый вокалист». Признаюсь честно, мне период с Полом нравится больше других. Вплоть до его ухода в 2005-м, после альбома «Norfolk Coast» группа записала несколько очень сильных работ, утяжелив саунд и работая на стыке гитарной новой волны, пост-панка и классического рока. Особенно эффектна связка из дисков «Written In Red», недавно переизданном на красном-белом виниле, и «Coup De Grace».
Пластинка «Coup De Grace» где четыре трека из десяти исполнил Жан-Жак Бёрнелл, записана в сопровождении струнного оркестра, с использованием этнических мотивов и слушается на одном дыхании. Она создавалась под впечатлением от поездки музыкантов на Фолклендские острова. Роль Бёрнелла в деле сохранения группы сложно переоценить. После прихода Пола Робертса часть фэнов вменяла ему в вину сходство с манерой и вокалом Игги Попа. Очень странно: по-моему, такое сравнение и справедливо, и лестно, и круто. Известен случай, когда во время одного из концертов часть поклонников начала выкрикивать оскорбления в адрес Робертса. Услышавший это Бёрнелл в привычной манере положил гитару на сцену, спустился и просто вырубил недовольных.
В 2006 году началась заключительная треть истории The Stranglers. Правда, наименее плодотворная в силу объективных причин. После ухода Пола Робертса место основного вокалиста досталось гитаристу Базу Уорну. С ним британцы выпустили два альбома — «Suite XVI» и «Giants». Работы демонстрируют, пожалуй, максимально приближенное к понятию «традиционный рок» звучание коллектива. Порой кажется, что в плеере у тебя Uriah Heep или Deep Purple. Кстати, группу на первых порах сравнивали с The Doors именно из-за Дейва Гринфилда, чья игра на клавишах напоминала манеру Рэя Манзарека. Но сам Дейв замечал, что ему ближе Джон Лорд.
17-й студийный альбом The Stranglers «Гиганты» увидел свет восемь лет назад. Думаю, что его можно смело считать лебединой песней замечательного коллектива, особенно, учитывая уход Гринфилда в лучший из миров. Специальное издание этой пластинки содержит отличный концертный бонус. Символично, что на момент записи диска в строю остались сразу трое ветеранов оригинального состава: Джет Блэк за ударной установкой, Жан-Жак Бёрнелл на басу и Дейв Гринфилд — один из величайших мастеров клавишных в истории рока. Светлая ему память и наши аплодисменты группе, дарившей меломанам радость целых 40 лет.
Подкаст №688
688-й выпуск программы «Темная сторона Луны» вышел в эфир 12.05.2018 г. в 22:00 на радио «Кузбасс FM» (91.0 FM). Вы можете послушать его целиком или подписаться на новые выпуски подкаста ТСЛ.
Внимание! Все звуковые материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного прослушивания. Все права на музыкальные произведения принадлежат их владельцам. Все замечания и просьбы со стороны авторов удовлетворяются по мере их появления. Помните, что ни один MP3-файл не сможет заменить оригинальность и качество лицензионных носителей.