Тёмная сторона Луны © 1996—2024 · О проекте · Реклама · Напишите нам
етыре девушки в чёрном на обложке диска «Silence Yourself», грозящего попасть в списки самых-самых релизов 2013 года. Внешним видом они отчего-то напоминают Брайана Молко периода «Meds». У всех за плечами опыт участия в других музыкальных образованиях. Главной у «Дикарок» числится держащая в руках бразды правления и гитару Gemma Thompson. Вся штука в том, что девушки играют непричесанный громкий рок, и само это уже выглядит по нынешним временам редкостью. Конечно, это никого не шокирует, но так вышло, что за исключением теней Sleater-Kinney на многие мили до зримых границ вокруг Savages никого и нет. Используя тот же набор инструментов, что и Black Sabbath, англичанки не намерены (пусть и не всерьёз) подчиняться некоему имиджу; они словно подчёркивают простотой и однообразностью внешнего вида важность не их самих, а песен. Аналогии и сравнения всё те же — и у меня, и у многих других. Да, Patti Smith, да, Siouxsie and the Banshees и да, Throwing Muses. Ну а что поделаешь, если и правда похоже.
узыкант Robin Storey причастен к созданию важных игроков лиги электронного индастриэла Zoviet France (чуть было не оказавшихся в своё время в Кемерове). У Робина также имеется не менее известный сайд-проект Rapoon. На его счету порядка 50 релизов — и тем, кто увлекается этно и дарк-эмбиентом, электронным минимализмом и трансформациями звуковых структур, Rapoon, конечно же, прекрасно известен. В 2012 году Storey выпустил на профильном лейбле Soleilmoon тиражом 333 экземпляра пластинку под названием «Stray». На диске всё на своих местах: сквозь витиеватые атмосферные помехи проступает пение ангельских хоров, исчезающих под звуки скрипки, и сбивчивый перестук в настойчивом, пустынном тумане.
т электронной музыки «не для всех» перейдём к ориентированной на более широкую аудиторию продукции. Коллекционер редкого винила Nathaniel Pearn с юности вдохновлялся тем, что вытворяли DJ Krush и DJ Shadow. Фанк, хип-хоп, скрэтчинг и трип-хоп — из этих элементов выросла 12 лет назад дебютная пластинка сольного проекта Пёрна Natural Self. В этом году свет увидел третий LP «Neon Hurts My Eyes». Долгое время Nathaniel записывался с джазовой командой Nostalgia 77, в какой-то момент решившись петь самостоятельно. За эти годы кругозор и умения Natural Self значительно расширились, и он превратился в настоящего фристайлера от электроники, держащим в арсенале латиноамериканские и африканские наигрыши, пунктирный, подчёркивающий перкуссионный пульс-бас и обволакивающие синты. «Neon Hurts My Eyes» создавался в течение трёх лет, и столь скрупулезный подход пошел ему на пользу. В числе явных плюсов — кавер на песню Лори Андерсон «O Superman».
ледующую остановку произведем в канадском Ванкувере. Оказывается, там тоже бывают «Странные Серые Дни». Воспитанные на романтическом сёрф-попе и psychobilly, входящие в состав Chains of Love гитарист и собственник звукозаписывающей студии Феликс Фунг вместе с вокалисткой Натальей Писсаро интонационно близки моим любимым шотландцам Camera Obscura и, возможно, The Cramps. Наталья замечает: «Не хотелось бы, чтобы о нас говорили только как об исполнителях ретро-попа. В нашей музыке есть и частицы собственного, искреннего музыкального вайба».
войной альбом коллектива под управлением Джоша Хомма носит название «Like Clockwork» — грубо говоря, «Как Часы». Вышел он, как и диск открывших программу Savages, на фирме грамзаписи Matador Records. Лидер выросших буквально из выступлений в пустыне Queens of the Stone Age последние пять лет занимался своим сайд-проектом, супергруппой Them Crooked Vultures. В неё также входят не кто-нибудь, а Дэйв Гролл и Джон Пол Джонс. Кроме этого, Хомм продюсировал Arctic Monkeys и много с кем записывался, вроде как подзабыв об основанных 17 лет назад Queens of the Stone Age, добившихся пятью пластинками заметного признания. Их так называемый «стоунер-рок» вырос из сплава психоделика, гранджа, металла и блюза. Построенная на тяжелых риффах музыка имела целью, по словам артистов, «заставить песни кровоточить сексом». Самому Джошу вроде как определение «стоунер» не очень понравилось: он говорил, что играет «робот-рок». Изначально поставленная цель, чтобы аудитория состояла 50 на 50 из мальчиков и девочек, была достигнута. Queens of the Stone Age недостаточно брутальны, чтобы отпугнуть впечатлительных, и продуманно корректны, чтобы от них не отвернулись рокеры всех мастей, кроме самых отчаянных и нелюдимых. В состав группы в разное время входили Дэйв Гролл и Марк Лэйнеган. «Like Clockwork» — шестой альбом коллектива и — самый успешный. Записывать его помогали участники Nine Inch Nails, Arctic Monkeys и даже сэр Элтон Джон, пришедший в восторг от процесса и назвавший диск «лучшим рок-релизом за последние пять лет». К профессионализму Queens of the Stone Age нет ни одного вопроса, но мои внутренние струны они как-то не сильно трогают.
анный материал был зафиксирован в 1984 году, а опубликован в 2012-м лейблом Teranga Beat. Записали его гамбийские музыканты, известные как Karantamba. На самом деле, это даже не группа в привычном понимании, а своеобразная музыкальная школа для молодых африканских исполнителей, получивших возможность попрактиковаться. Затеял всё это западноафриканский гитарист по имени Бай Джана. Композитор и аранжировщик Джана слывет важнейшим гамбийским музыкантом всех времен, придумавшим несколько групп, в том числе и самую известную — с ироничным названием Gullewar. Он создатель уникального психоделического сплава из традиционных гамбийско-сенегальских наигрышей и соула. Записанный 18 лет назад в сенегальском клубе «Сангомар» (судя по фото, скорее напоминающим бедняцкую хижину), двойной альбом Karantamba — это настоящее погружение в сырой, непричесанный, неповторимо звучащий афропоп. Смесь психоделика с фанком и гипнотизирующим однообразным ритмом, что вкупе с длящимися по 8–9 и более минут композициями, может вогнать если и не в транс, то в состояние слегка опьяняющего просветления. Пластинка получила название «Ndigal», над ней трудились 11 человек, играющих на гитарах, трубах, колокольчиках и сделанных из баобаба и козьей кожи барабанах Sabar сенегальской народности Wolof.
рое из Брайтона (отсюда же родом, например, Electrelane) назвались так же, как и датская сказка, где детям приходится, мягко говоря, несладко. К их третьей пластинке «Wash Sins Not Only The Face» применимы многие из аналогий, касающихся первых сегодняшних музыкантов. Но до громкой и жесткой прямолинейности Sаvages здесь отнюдь не рукой подать. Esben and the Witch общаются, не приоткрывая вуали, без наигранной загадочности, но с упрямой отстраненностью, как бы на расстоянии. Хочешь узнать больше, следуй за мной молча, ни о чём не спрашивай и не жди, что я протяну тебе руку. Их пластинку сложно разделить на треки, настолько каждый из них логично продолжает предыдущий. Исключение — самый яркий всплеск «Deathwaltz», но он нужен лишь затем, чтобы раньше времени не соскочить в забытье. Готические образы соседствуют с восьмидесятническим дрим-попом и явными аллюзиями на замкнутость Portishead. Их музыка именно сказочная: с каждым новым прослушиванием тянет ещё и ещё, пока вуаль не откроет лица вокалистки Rachael Davies, и ты не поймешь, что именно тебя зовут Эсбен.
562-й выпуск программы «Темная сторона Луны» вышел в эфир 17.12.2013 г. в 22:00 на радио «Кузбасс FM» (91.0 FM). Вы можете послушать его целиком или подписаться на новые выпуски подкаста ТСЛ.
Максим Горданов, 17.12.2013 г.
Внимание! Все звуковые материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного прослушивания. Все права на музыкальные произведения принадлежат их владельцам. Все замечания и просьбы со стороны авторов удовлетворяются по мере их появления. Помните, что ни один MP3-файл не сможет заменить оригинальность и качество лицензионных носителей.