Тёмная сторона Луны © 1996—2024 · О проекте · Реклама · Напишите нам
То ли страшно сказать, то ли сказать с гордостью — а добрались мы с вами уже до 600 выпуска «ТСЛ», программы о редкой и хорошей музыке. Будь это «инди», «этно», «авангард», «джаз», «электроника» или «поп», главный критерий всегда один: чтобы артисты, появляющиеся в плейлистах, делали свою музыку, что называется, от сердца и (или) не опускались ниже той грани, что превращает любое искусство в китч и откровенную попсу. Надеюсь, всё это время у творческой бригады «ТСЛ» получалось следовать выбранному вектору. Касаемо сегодняшнего эфира, я подумал, что логичнее всего было бы обратить взоры на новые диски тех музыкантов, которые очень часто появлялись в программе за всю шестисотвыпусковую историю — и, самое главное, до сих пор относятся к категории любимых и уважаемых артистов: тех, кого слушаешь с незапамятных времён, и тех, кто до сих пор в строю. Таких много, на час точно не хватит — но кто отобрался, тому и петь.
ешил я сегодня нахально и, пользуясь случаем, начать этот юбилейный лунный час с музыканта, чьи инициалы совпадают с моими. Это Мартин Гор, один из участников и, если можно так сказать, креативный директор культовой поп-группы Depeche Mode. Несмотря на то, что Мартин, по его утверждениям, работает в студии минимум пять дней в неделю, это всего лишь второй его сольный диск. Видимо, дела и заботы Depeche Mode отнимают большую часть времени. Озаглавлен альбом инициалами «MG», он полностью инструментальный, и это для Гора как автора текстов — своеобразный вызов: ведь он всегда отводил словам важную роль. Мартин в данном случае создаёт чисто электронные пейзажи и вдохновляется творчеством Анджело Бадаламенти. «Я хотел придать музыке настроение научно-фантастического фильма», — говорит автор. И в некоторых местах это особенно заметно.
londie, ведомые Деборой Харри, решили отметить сорокалетие двойным релизом. Первая часть — записанные заново классические хиты группы («Heart of Glass», «Atomic», «Maria» и так далее), а вторая пластиночка — свежий материал «Ghost of Download». Он очень разнообразный; понятно стремление Blondie идти в ногу со временем, и в данном случае это не столько прогиб, сколько удача — хоть группу и упрекают в желании понравиться всем. Составляющие: волновый драйв, регги, инди-дэнс, латино, синти-поп. Гитаре Криса Стэйна уже не отводится ведущая роль, она теперь отдана электронным звукам и бойкому (местами чересчур) биту. Вариативности добавило участие приглашенных музыкантов: голос Бет Дитто из The Gossip звучит в отобранной для плейлиста композиции «Rose By Any Name». В качестве дополнительного подарка, видимо, стоит рассматривать кавер на песню Frankie Goes To Hollywood «Relax». Я её, честно говоря, терпеть никогда не мог, и Blondie предсказуемо ситуацию не исправили.
первых двух релизов в плейлисте оказалось по два трека, но не со всеми работами участников 600-й программы так будет. Отчасти потому что о предыдущих их записях здесь шла речь совсем недавно; отчасти для того, чтобы места хватило как можно большему количеству исполнителей. Однопесенный блок открывают Марк И. Смит собственной персоной и его великая пост-панк-группа The Fall. 31-й альбом манчестерцев называется «Sub-Lingual Tablet». Скорее всего, под tablet имеется в виду планшет или иной подобный девайс, который следует принимать сублингвально — то есть, класть под язык до полного рассасывания. Блестящая метафора зависимости от гаджетов, на мой взгляд. «Почему бы тебе не бросить этот айфон и не жить в одиночестве?», — вопрошает предводитель The Fall, мимикрируя в другом треке под фейсбук-тролля. При всех известных и узнаваемых составляющих стиля коллектива ворчащего бунтаря на этот раз Марк Смит очень сильно напоминает другого великого музыканта, известного как Captain Beefheart.
свете в ночи, тёмных материях души, эзотерических исканиях, невидимых храмах, танцах чёрных драконов, сердцах, полных глаз, и других поэтико-апокалипсических образах поведает следующий участник программы. Зовут его Дэвид Тибет, основатель легендарной дарк-фолк группы Current 93, гностик, художник, мистик — в общем, интереснейший персонаж. Строго говоря, Current 93 это и есть сам Тибет. Иногда он записывает пластинки в одиночестве, но чаще всего прибегает к помощи проверенного круга друзей-музыкантов. Прошлогодняя его работа называется «I Am the Last of All the Field That Fell: A Channel». Фортепианный минимализм и шумовая аскеза ныне не стезя Дэвида Тибета. Список людей, помогавших записать это серьёзное произведение, впечатляет. Вот лишь несколько имён: Джон Зорн, Энтони Хигерти, Ник Кейв. Всего же над пластинкой работало 14 музыкантов. Они обрамили поэтико-экстатические видения Дэвида Тибета в сложноструктурированный психоделический фолк с клавишными, духовыми и бэк-вокалом, превратив «I Am the Last of All the Field That Fell: A Channel» в мощный и, несомненно, удачный месседж идеолога Current 93.
то ещё мог бы принять участие в записи нового альбома Current 93, так это старый друг Дэвида Тибета Марк Алмонд. Недавно на «ТСЛ» упоминались сразу два его релиза — сольный и совместный концептуальный с Джоном Харле; также у Андрея Самсонова он пел на диске, в общем, много в программе всегда было Алмонда, благо он постоянно дает повод вспомнить о себе. Несколько лет назад певец заявил, что не будет записывать альбомов с собственным материалом, а сосредоточится на коллаборациях и экспериментах. Однако его переубедил известный по работе с Ланой Дель Рей американский продюсер Chris Braide, и Марк взял да и записал новый лонгплей «The Velvet Trail» (Бархатный след). Работали они сепаратно и в процессе создания не встречались. На пластинке, разделённой на четыре блока инструментальными пьесами, Алмонд примеряет сразу несколько своих любимых масок: от гламурной поп-звезды до шансонье, отвергнутого поэта, хамелеона, вульгарного распутника и грустного Пьеро на старых веймарских подмостках.
же третья часть или третий том грандиозного трибьюта Джеффри Ли Пирсу, экс-лидеру группы The Gun Club, исполнявшей такой замес из блюза, кантри и панка. Ли Пирс скончался в 1996 году от кровоизлияния в мозг. Ему было всего 37 лет, но хороших песен он написал достаточно и оставил множество демо-записей, что позволило собраться прекрасной компании для их исполнения. Особенно широким оказалось представительство группы The Bad Seeds. Один из основателей The Gun Club Кид Конго Пауэрс даже когда-то входил в состав австралийской пост-панк легенды. В проекте, стартовавшем в 2009 году, принимали участие также Барри Адамсон, Мик Харви и, конечно, Ник Кейв. Общее его название «The Jeffrey Lee Pierce Sessions Project», а данный диск называется «Axels & Sockets» (на нём, кстати, и Дебби Харри два раза мелькает, исполняя песню, которую, по слухам, ей посвятил Джеффри). Не помешает ремарка, что значительная часть песен на всех трёх пластинках — это «сырые» кассетные демки Пирса, ныне доведённые до ума (а в некоторых случаях и дописанные) его друзьями и последователями. Они инициировали данный Sessions Project и взяли на себя смелость завершить начатое и превратить наброски автора в законченные произведения, именно потому, что близки ему по духу и примерно представляют, как сделал бы сам экс-лидер The Gun Club, чей голос тут, к слову, появляется дважды. Безусловно, практически каждый из собранных для трибьюта артистов сам давно достоин эпитетов «легендарный», «культовый», у каждого свой почерк — но в данном случае важнее не быть похожим на то, как это всё задумывал воплотить сам Пирс, а то, что миру уже троекратно напомнили, какой музыкант его покинул.
след за диском, собравшим внушительное количество достойнейших артистов, перейдем к компиляции произведений одного музыканта — но какого! Исследуемый диск, правда, вышел в 2013 году, но в данном случае важны материал и эпоха, представляемая заслуженным ветераном немецкой музыки. Имеется в виду Ирмин Шмидт, клавишник и в некоторых случаях вокалист великой краут-рок группы Can. Все участники коллектива известны также своими сольными работами — и, к несчастью, иных уж нет в живых. Шмидт родился в Берлине в 1937 году. Увлекшись музыкой Карлхайнца Штокхаузена и вообще авангардно-экспериментальным искусством, он оказался в составе Can и стал причастен к записи ряда выдающихся альбомов группы. После консервации Can Ирмин занялся сольным творчеством и написанием музыки для кино и телевидения. В частности, он создавал темы и небольшие зарисовки для фильмов таких режиссёров, как Вим Вендерс и Герберт Волфертс. Диск «Villa Wunderbaar» включает 31 пьесу композитора.
завершении юбилейного выпуска программы обратимся к диску, произведшему на меня неизгладимое впечатление. Честно скажу, не помню, появлялась ли когда-нибудь записавшая его группа на «ТСЛ». Даже странно, если нет. Это питерский квинтет Theodor Bastard, выпустивший в этом году прекраснейший альбом «Ветви». Вот так мы и вернулись вновь к дарк-фолку — кроме Current 93 в этом плейлисте будут значиться и русские музыканты. У них на вооружении эзотерический фолк, дарквейв, world-music, трип-хоп, industrial и различные этно-фольклорные элементы. Особое внимание они уделяют сочетанию звуков, извлекаемых, в том числе, с помощью богатейшего набора народных инструментов, среди которых монгольский моринхур, перуанский кахон, трубка, сделанная из человеческой кости и так далее. Вообще, мне кажется, Theodor Bastard можно вполне сравнить с Dead Can Dance (к этому, кроме прочего подталкивает одна из «ветвей» пластинки под названием «Aion»). Они работали с Питером Кристоферсоном, Fan-Da-Mental и малоизвестной группой точно не являются, находясь в одном ряду с лучшими представителями отечественной фолк-сцены — Moon Far Away, Ole Lukkoje и «Волгой». Руководят предприятием путешественник и музыкант Александр Старостин (больше известный как Фёдор Сволочь) и певица Яна Вева, чей голос поднимает «Ветви» просто на какой-то запредельный уровень мистической красоты.
600-й выпуск программы «Темная сторона Луны» вышел в эфир 14.07.2015 г. в 22:00 на радио «Кузбасс FM» (91.0 FM). Вы можете послушать его целиком или подписаться на новые выпуски подкаста ТСЛ.
Максим Горданов, 14.07.2015 г.
Внимание! Все звуковые материалы, представленные на сайте, предназначены исключительно для ознакомительного прослушивания. Все права на музыкальные произведения принадлежат их владельцам. Все замечания и просьбы со стороны авторов удовлетворяются по мере их появления. Помните, что ни один MP3-файл не сможет заменить оригинальность и качество лицензионных носителей.